Согласно проекту Пленума, исковая давность по искам физических лиц начинается со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а также о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По искам лиц, признанных недееспособными, или являющихся несовершеннолетними, срок исковой давности начинает течь с момента, когда о нарушении права лица узнает его законный представитель, в том числе орган опеки и попечительства.
В делах, где участвуют юридические лица, начало срока давности исчисляется с момента, когда о нарушении права узнали представили общества. На течение срока давности не влияет факт смены руководителя юридического лица, а также назначения ликвидатора.
Впервые суды разъяснили правило течения срока давности для публичных организаций. Для таких лиц он начинает течь с момента получения информации уполномоченными органами организации. Они же несут ответственность за то, что плохо следили, как используется государственное и муниципальное имущество.
Таким образом правила применения исковой давности почти не изменилась. Так, она применяется исключительно по заявлению одной из сторон спора (третьи лица таким правом не обладают). Если заявление об истечении срока давности подано одним из соответчиков по иску, на остальных ответчиков оно не распространяется.
Заявление о пропуске срока давности можно делать в письменной и устной форме, на любом этапе судебного разбирательства: при подготовке к слушанию, во время рассмотрения дела в первой инстанции по существу, а также в апелляции, при рассмотрении дела по правилам первой инстанции.
Если будет установлено, что сторона пропустила срок исковой давности, суд может отказать ей в удовлетворении иска лишь на этом основании.
В исключительных случаях, для физических лиц, причина пропуска сроков может быть признана уважительной. Для этого причина пропуска исковой давности должна быть признана уважительной.
Для юридического лица, вне зависимости от причин, восстановление сроков исковой давности невозможно.